«Тренинг-треки»

Количество выданных сертификатов по обучению:

074218

Количество выданных сертификатов РМЕ®:

003030

Количество участников Национального реестра специалистов в области проектного управления

000649

Национальный реестр специалистов в области проектного управления
Личный кабинет
Ваша корзина пуста   корзина

Почему аэрокосмические и оборонные программы США превышают бюджет и отстают от расписания и что можно сделать, чтобы исправить проблему – исследование Deloitte

Затраты на оборонные проекты в США выросли почти на 60% за время президентства Буша, и в общем на эти цели в 2009 году будет потрачено 612,5 миллиардов долларов, включая 542,5 миллиарда долларов на основные нужды армии и 70 миллиардов на войны в Ираке и Афганистане. В марте 2008 года государственный орган США по исследованиям, аудиту и статистике - Government Accountability Office (GAO) обнародовал исследование 95 программ по разработке оружия, которое выявило среднее отставание от графика на 21 месяц и среднее превышение бюджета на 26% в 2007 году. В долларовом выражении, общее превышение стоимости для всех программ составило 295 миллиардов долларов, что на 42 миллиарда больше по сравнению с подобным исследованием в 2000 году.

Deloitte провел серьезный анализ основных программ закупок в оборонном секторе, используя данные, опубликованные Департаментом Обороны, начиная с 1990 года. Данные показывают, что за последние 15 лет проблема только росла.

На основе этого анализа можно сделать прогноз, что через 10 лет среднее превышение бюджета может быть больше 46% (по сравнению с 26% сегодня).

Что лежит в основе этой тенденции и что может быть сделано, чтобы решить эти проблемы? Данное исследование выделяет 5 основных причин: технологические сложности, недостаток квалифицированных кадров, проблемы в цепи поставок, политика и проблемы управления программами, а также предлагает свои пути решения.

Превышения бюджета и отставание от расписания становятся более заметными

Как было отмечено раньше, GAО заявил о превышении затрат на основные оборонные системы в среднем на 26% в 2007 году, что в денежном выражении составило 295 миллиарда долларов. Анализ показывает, что затраты на основные программы увеличиваются в среднем на 1.86% в год.


Отчет GAO показывает, что отставание от графика в среднем составило 21 месяц, где только 33% проектов укладываются в сроки, 38% проектов запаздывают на 1-24 месяца и 29% запаздывают более чем на 2 года.

Основные причины

Сенатор Карл Левин считает, что эти превышения бюджета происходят из-за фундаментальных ошибок, заложенных в системе.

Программы закупок Департамента Обороны терпят неудачи по следующим причинам:

  • Департамент продолжает опираться на необоснованные оценки стоимости и сроков
  • Устанавливает нереалистичные ожидания
  • Настаивает на использовании неокрепших технологий
  • Производит дорогостоящие изменения по отношению к количеству произведенной продукции и уровню выделяемых средств по мере реализации программы

Анализ компании Deloitte заключает, что причины проблем в аэрокосмическом и оборонном секторах лежат в следующих 5 плоскостях:

  • технологическая сложность
  • недостаток квалифицированных кадров
  • проблемы в цепи поставок
  • политика
  • проблемы управления программами

Технологическая сложность

Проблемы, ассоциирующиеся с технологической сложностью продолжают увеличиваться день ото дня. Анализ, проведенный Deloitte с 1997 по 2007 гг., показывает, что технологическая сложность имеет все больший вклад в превышения бюджетов проектов Департамента Обороны. В 2007 году технологическая сложность послужила причиной увеличения бюджета на 8.7%, что представляет собой примерно треть всего превышения бюджета. Причем, наблюдается сильная корреляция данных за последние 10 лет, что свидетельствует о том, что ситуация вероятно будет ухудшаться, если в отрасли не будут приняты соответствующие меры.

Во времена, когда оружейные системы были менее сложные, цикл разработки был гораздо короче. Например,  в результате проекта «Манхеттен» было создано наиболее мощное и совершенное оружие того времени – атомная бомба, при этом проект длился всего 3 года. Для сравнения, разработка и создание современного бомбардировщика со всеми подсистемами обычно занимает как минимум 10-15 лет.

 

Программа и год первого появления конечного продукта

Продолжительность разработки от подписания контракта до первого использования конечного продукта

Раньше

Проект «Манхеттен» (1945)

2.5

F-104 (1958)

5

Межконтинентальная баллистическая ракета (1958)

3.5

SR-71 (1962)

3

Apollo (1967)

8

Сегодня

 

Программа создания бомбардировщиков (1993)

11

Программа создания спутников (ожидается в 2009 году)

10

Программа создания спутниковой системы (будет решаться)

>20

Создание Истребителя «А» (2005)

14

Создание Истребителя «В» (ожидается в 2009 году)

13


Наиболее рискованные программы, как правило, те, которые совмещают в себе технологическую сложность и сильную ограниченность бюджета.

Согласно данным, риск провала программы обычно возрастает с увеличением технологической сложности, особенно в программах, которые изначально были недофинансированы.

Нехватка талантов

В последнем исследовании Deloitte треть участников назвали нехватку талантливых и квалифицированных работников «кризисом» и «основной причиной превышения затрат на 295 миллиардов долларов».  Другие 30% считают, что такой кризис пока не настал, но может произойти в ближайшем будущем.

По некоторым данным, более 70% работников в Департаменте Обороны являются людьми старшего возраста, зачастую близким к пенсии, в то время, как люди моложе младше 30 лет составляют менее 10% персонала.

Одна из основных проблем образовательной системы США заключается в том, что она производит все меньше и меньше квалифицированных специалистов и инженеров – долгосрочный тренд, который угрожает конкурентоспособности оборонной промышленности США. С 1997 по 2002 года процент студентов колледжей, изучающих технологии, инженерное дело и математику в США сильно сократился, в то время как эта пропорция в Азии и Европе неуклонно растет.

Проблемы цепи поставок

Крупные производители оборудования все больше отдают часть производства на аутсорсинг, в другие страны в том числе. В то же время, они сокращают свою базу поставщиков для достижения большей отдачи от масштаба.

Например, крупный производитель самолетов сократил базу поставщиков с 350 в 1999 году до 38 в 2004. Наиболее важных поставщиков просят инвестировать в технологии взамен на высокие должности. Других поставщиков вовлекают в задачи сложных разработок, включая определение требований, инжиниринг систем и управление конфигурациями.

Эти изменения привели к высокой зависимости производителей от поставщиков, увеличивая тем самым общий риск проектов.

В то же время, давление к сокращению затрат заставило переводить часть производства в страны с меньшей стоимостью труда. Восточная Азия, Восточная Европа и Латинская Америка являются регионами с относительно дешевой рабочей силой. Именно аутсорсинг в другие регионы представляется в исследовании Deloitte как наибольший риск в цепи поставок.

Политика

К примеру, европейская программа создания нового поколения истребителей имеет несколько местоположений для производства запчастей,  конвейеров и мест финальной сборки – подход, который имеет больше политический подоплек, нежели ставит своей целью оптимизировать цепь поставок. Аналогично, проблемы с расписанием в крупных программах создания коммерческих авиалайнеров были, по крайней мере, частично вызваны тем, что заводы в Германии и Франции использовали разные запчасти и разное программное обеспечение.

Одной из самых больших проблем является некорректный процесс фондирования, основанный на нереалистичных оценках стоимости. Большинство программ спонсируются в то время, когда существует серьезная неопределенность во всем, начиная с систем и технологий, заканчивая интеграцией, возможностью взаимодействия, и цепочкой поставок.

Другая проблема состоит в том, что программы Департамента Обороны в основном рассчитаны на многие годы, в то время как бюджеты принимаются Конгрессом ежегодно. Как следствие, уже принятые программы должны оправдывать свое существование каждый год. В этом процессе, Конгресс часто решает сократить количество программ с целью проконтролировать программный бюджет.

Сокращение общего объема заказов стимулирует увеличение цены единицы продукции, поскольку высокие издержки на исследования теперь должны покрываться меньшим количеством проданного товара. В среднем, процент изменения цены единицы продукции сегодня составляет 31.2%, и ожидается, что он вырастет до 41.2% к 2018 году.

Сложности в управлении программами

Детальный анализ данных Департамента Обороны показывает, что проблема управления программами становится все более актуальной. Начиная с 1989 года, такие операции в управлении программами как планирование, обеспечение ресурсами, финансирование и интеграция играли важную роль в превышениях бюджета.

Программы часто труднореализуемы, когда оптимистические сценарии используются в качестве основных для получения положительного решения. Вдобавок, технические, функциональные и финансовые риски могут быть не определены и не интегрированы в расписание.

Управление программами Департамента Обороны является сложной проблемой с множеством измерений. Конкретные сложности заключаются том, что:

  • Департамент Обороны во многом полагается на подрядчиков в выполнении ролей, которые раньше были в компетенции государственных чиновников.
  • Во время исследований и опытно-конструкторских работ могут часто сменяться менеджеры программ
  • Отсутствие четких требований к программе создает дополнительную неопределенность
  • Менеджеры программ в Департаменте Обороны США не имеют полномочий для принятия решений по фондированию или наложения вето на новые требования, кроме того, могут лишь в малой степени участвовать в выборе человеческих ресурсов на программы.

 

Источник:
http://www.deloitte.com/dtt/cda/doc/content/us_a%26d_project%20management%20report-pov(1).pdf